Ил Тумэн

новости

100 лет со дня рождения легендарного авиатора Валерия Кузьмина

7 ноября 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося авиатора Якутии, основоположника якутской авиации, Героя Социалистического Труда, заслуженного пилота СССР, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды Валерия Ильича Кузьмина.
 
В честь знаменательного события сегодня в Государственном академическом русском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялось торжественное собрание общественности.
 
Министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Александр Тарасов поздравил ветеранов и работников авиации с этой особой для отрасли юбилейной датой.
 
«Трудовая биография Валерия Кузьмина - это практически история авиации в миниатюре: он был активнейшим участником всех этапов становления и развития авиации нашей северной республики. Валерий Ильич отличался уважением со стороны не только многочисленного коллектива авиаторов республики, его знали и за ее пределами. С его мнением считались в Министерстве Гражданской Авиации, в рабочих командировках Кузьмин решал вопросы регионального масштаба. Герой трассы Аляска-Сибирь в Великую Отечественную Войну, Герой Соцтруда, таких людей мало в Якутии, их единицы», - сказал министр.
 
От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) шестого созыва участников торжества поздравил заместитель Председателя парламента Виктор Губарев. В своем выступлении он подчеркнул особую знаменательность сегодняшнего дня – 100-летие легендарного авиатора совпало с празднованием 101-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
 
«Жизнь Валерия Кузьмина, его трудовая деятельность – это история нашей страны, нашей республики. Для нас он стал символом патриотизма, воли и достоинства, а для авиаработников – олицетворением наивысшего профессионализма и чести. Сегодня мы отдаем дань памяти и глубокого уважения легендарному летчику, человеку-эпохе, признаем его большие заслуги в становлении гражданской авиации Якутии и России», - отметил вице-спикер парламента.
 
Справка
 
Валерий Ильич Кузьмин родился в селе Иннях Олекминского района Якутской АССР. В 1935г. поступил в Ульяновскую объединенную школу инструкторов-летчиков Осоавиахима. Окончив ее, стал одним из первых летчиков-якутов. В предвоенные годы работал пилотом-инструктором Якутского республиканского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда специального применения и Ленской авиагруппы полярной авиации. В годы войны В.И. Кузьмин участвовал в изыскании и обслуживании особо важной воздушной трассы для перегонки американских военных самолетов с Аляски в Красноярск и дальше на фронт. После войны Валерий Ильич возвращается в родную Якутию и продолжает работу в управлении Гражданского воздушного флота (ГВФ) командиром корабля 14-го авиаотряда, заместителем командира по летной службе 139-го авиаотряда Якутского управления ГВФ. В 1962-1965 гг. - командир Нижнеколымского объединенного авиаотряда Управления полярной авиации ГВФ.
 
С именем В.И. Кузьмина неразрывно связана разведка месторождений алмазов, обслуживание дрейфующих полярных станций, полеты по вновь открываемым трассам Якутии. Он непосредственно участвовал в освоении самолетов Ил-14, Ан-12, Ан-24, Ан-26 в суровых условиях Севера. За свою более чем 35-летнюю работу пилотом Валерий Ильич освоил 13 типов летательных аппаратов.
 
В 1962 году Валерия Кузьмина представили к присвоению звания Героя Социалистического Труда, которого он был удостоен спустя 11 лет. Он был одним из первых пилотов Якутии, налетавших миллион километров, таким знаком награждался трижды. Как лётчика, хорошо зарекомендовавшего себя на руководящей работе, в феврале 1962 г. Кузьмина утверждают командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие — самое крупное на севере Якутии — обслуживало станции «Северный полюс» и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути. И здесь Валерий Ильич успешно справлялся со своими обязанностями, в 1963 г его наградили орденом Трудового Красного Знамени.
 
В середине 60-х 139-и авиаотряд готовился к эксплуатации своих турбовинтовых самолетов, и в марте 1965 г Кузьмин добивается освобождения от должности руководителя авиапредприятия, чтобы заняться освоением новой техники. Он переучивается на самолет Ан-12 и уже в середине 1966 г работает пилотом-инструктором этого воздушного судна.
 
С января 1967 г. В.И. Кузьмин — командир 139-го ЛО, осваивающего сразу два типа самолетов — Ан-24 и Ан-12, в том же году он становится заслуженным пилотом СССР, а в 1969 г возглавил Якутский ОАО. Здесь в полной мере проявился талант Валерия Ильича как организатора производства и воспитателя кадров. За какие-то пять-шесть лет была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолётов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры АН-24, АН-26, АН-12, ЯК-40, расширена география полётов. Шла активная подготовка производственной базы и персонала для приёма самолётов I класса ТУ-154, ИЛ-76. Осуществлена мощнейшая по масштабам с учётом дальнейшей перспективы реконструкция аэропорта Якутск. Столичный аэропорт благодаря вводу в строй новой взлётно-посадочной полосы стал принимать все существующие и проектируемые сегодня типы воздушных судов.
 
В 1967 г. В.И. Кузьмин удостоен звания «Заслуженный пилот СССР». Признанием заслуг авиаработников стал опубликованный 10 февраля 1973 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР. За большие успехи в развитии воздушного транспорта, значительный вклад в выполнение планов по перевозке пассажиров, применению авиации в народном хозяйстве страны, освоению новой авиационной техники и в связи с 50-летием со дня создания гражданской авиации 20 передовых авиаторов, среди которых был В.И. Кузьмин, были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Кузьмин награжден орденами Ленина, Красной Звезды и «Знак Почета», тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», удостоен звания «Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР». Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трех созывов.
 
Именем В.И. Кузьмина названы улица и школа в г. Якутске, океанский теплоход. В 1993 г. Управлением воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) и президиумом Якутского рескома профсоюза авиаработников учреждена премия им. В.И. Кузьмина.
 
Кузьмин В.И. - Почетный гражданин г. Якутска, Олекминского. Чурапчинского, Намского улусов. Звание Почетный гражданин г. Якутска присвоено за выдающиеся заслуги перед трудящимися г. Якутска, за активное участие в коммунистическом строительстве, в развитии экономики и культуры города, в ознаменование 55-й годовщины Великой Октябрьской революции и 50-летия Союза Советских Социалистических Республик решением Якутского городского Совета народных депутатов от 26 октября 1972 года.
 
В одной из своих последних статей он привел слова поэта «Не вижу в небе самолета — и небо кажется пустым». Да, он не мыслил своей жизни без авиации. Уйдя с должности командира Якутского ОАО в июне 1981-го, он прожил на пенсии всего два года. Валерий Ильич после тяжелой продолжительной болезни скончался 1 июня 1983 года на 65-м году жизни в городе Якутске.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
Фото Андрея Сорокина